МБОУ города Иркутска СОШ №12
г. Иркутск
  • Лазарева Н.В. — учитель русского языка и литературы

    Лазарева Наталья Вячеславовна.
    Учитель русского языка и литературы

    Учебное занятие "Богатырями земля русская славится"

    Видео

    Класс:

    Тема урока: Победа добра над злом в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

    Учебник: Литература. 5 класс в 2-х частях. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2018 г.

    Цели урока:

    1. Образовательные: образовать деятельность обучающихся по осмыслению сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб», создать условия, побуждающие к формированию умения воспринимать мир чувств и переживаний героев, обращая внимание на психологическое состояние персонажей, на мотивы их поступков. Вырабатывать навыки правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения.

    2. Развивающие: развивать устную речь учащихся, учить их свободно, последовательно и связно излагать свои мысли, развивать внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас, развитие умения логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения.

    3. Воспитательные: способствовать воспитанию в детях чувства товарищества, взаимопомощи, сострадания, отзывчивости.


    Планируемые результаты:

    Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

    Метапредметные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по самостоятельно сформулированному плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы и работы одноклассников; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

    Предметные результаты: знать сюжет и содержание сказки «Теплый хлеб»; понимать отличие литературной сказки от народной, вымысла от реально возможных событий, понимать отношение автора к героям, роль деталей, пейзажа; уметь выразительно пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки.

    Формируемые УУД:

    Личностные: самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, нравственно-этическая ориентация.

    Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

    Познавательные: искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: текстовой, схематичной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике, находить в них нужные сведения.

    Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

    Технология: смысловое чтение.

    Необходимое техническое оборудование: презентация «Сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

    Наглядность: карточки «Узнай героя по реплике», мудрые мысли (узелки на память), пословицы и поговорки о хлебе, распечатки: притча, злоба, унижение, обида, гражданин, взаимопомощь, самоотверженность, прощение, выставка рисунков учащихся.

    Структура и ход занятия

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    1. Организационный момент

    Вступительное слово учителя

    Мотивация к учебной деятельности

    2. Постановка учебной задачи.

    Целеполагание.

    3. Обобщающая беседа по произведению. Анализ сказки.

    Православный компонент

    Работа с иллюстрациями.

    Православный компонент

    Словесное рисование

    4. Подведение итогов урока

    5. Рефлексия деятельности

    6. Д/з и инструктаж по его выполнению

    Настраивает обучающихся на урок, проверяет готовность класса к работе.

    - Сегодня мы с вами проводим заключительный, обобщающий урок по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб», на котором подведем итог проводимой на предыдущих уроках работе по этому замечательному произведению.

    Начнем с небольшой игры-разминки «Узнай героя по реплике».

    Реплики:

    «Да ну тебя» - Филька

    «Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз» - бабка Фильки

    «Бессмысленный ты гражданин!» - Панкрат.

    «Это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим» - деревенские ребята

    На первом уроке изучения сказки «Теплый хлеб» вы определили для себя круг вопросов, на которые хотели бы найти ответы на последующих уроках (презентация).

    1. Кем был конь для жителей деревни и для участников войны?

    2. Кто такие «христарадники»?

    3. Что значит фраза «умереть от охлаждения сердца»?

    4. Конь и солдат – смысл притчи?

    5. Зачем нужна сорока?

    6. Почему теплеть стало при совместной работе?

    7. Почему коня зовут Мальчик?

    8. Почему конь не сразу взял хлеб у Фильки?

    9. Почему сказка называется «Теплый хлеб»?

    - На какой вопрос нам необходимо ответить сегодня, на заключительном уроке?

    - В процессе урока мы обязательно найдем ответ на интересный вопрос: ПОЧЕМУ СКАЗКА ПОЛУЧИЛА НАЗВАНИЕ «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»?

    А в процессе нашей работы мы постараемся зафиксировать мудрые мысли, которые пригодятся нам в жизни. Завяжем узелки на память, чтобы в нужный момент воспользоваться нашими открытиями. (прием «Узелки на память»)

    - Чтобы ответить на этот вопрос полно и понятно, достаточно обратиться к концу сказки?

    Конечно, начать необходимо с самого начала.

    Учитель зачитывает начало произведения до того момента, когда начинается сказка.

    Ответы на вопросы. Выборочное чтение.

    - Кто такой Филька? Что автор сообщает о коне. Расскажите о них все, что узнали. Какое событие сильно изменило жизнь жителей деревни?

    - Постройте свой ответ от имени Фильки (перекодировка текста)

    - Какое же событие изменило жизнь Фильки и всех жителей деревни?

    - Почему именно Филька явился виновником перемен? Какими чертами характера он обладал?

    Мудрость 1 (1 узелок на память): не надо быть злым и равнодушным к чужой боли, в том числе к боли животных, они тоже чувствуют физическую боль, понимают обиду.

    Как после зла, сотворенного Филькой, меняется погода?

    Чем грозит всем жителям деревни?

    Построить ответ от имени Фильки (перекодировка текста)

    Мудрость 2 (2 узелок на память): зло, сотворенное одним, может погубить многих

    Какое чувство испытывает мальчик?

    Какую притчу рассказывает Фильке его бабка?

    Какая взаимосвязь между конем и солдатом?

    В чем разница между обидой и унижением?

    Что стало причиной мороза 100 лет назад?

    А что стало с мужиком, который обидел солдата?

    Мудрость 3 (3 узелок на память): зло, неумение сочувствовать и сострадать может привести к смерти человека, так как человек должен жить добром.

    - После рассказанной бабкой притчи Филька принял важное для себя и для жителей всей деревни решение. Какое? Обратимся к иллюстрациям.

    - С чего начал?

    - Что посоветовал Панкрат?

    - Что придумал Филька?

    - Согласились ли и почему согласились помочь ребята?

    Постройте свой ответ от имени Панкрата (перекодировка текста).

    Мудрость 4 (4 узелок на память): слезами горю не поможешь, надо действовать.

    - Когда стало теплеть?

    - Кто, с вашей точки зрения, способствовал тому, что стало теплеть: сорока или совместная работа всех жителей деревни?

    - Какая взаимосвязь между природой и совместной человеческой работой, желанием исправить зло?

    - Что значить желание исправить зло?

    Построить ответ от имени ребят (перекодировка текста)

    Мудрость 5 (5 узелок на память): исправить плохой поступок поможет дружба, общее желание жить, понимание общей беды. Надо жить в гармонии с природой, а не ставить себя выше всего.

    - Какой запах разносился по деревни к ночи?

    - Как Филька решил искупить вину перед конем?

    - Конь сразу простил?

    - Как помирились? (дать подробный ответ с использованием текста)

    Построить ответ от имени ребят (перекодировка текста)

    Мудрость 6 (6 узелок на память): прощение нужно уметь заслужить, прощать нужно. Христа распяли за грехи человеческие, за «злобу людскую», а он нас простил перед смертью, чтобы мы не умирали «от охлаждения сердца».

    Только представьте, какие муки перенес Сын Божий, чтобы избавить нас от неминуемой гибели. Его избивали, не давали еды и воды, заставляли на себе нести тяжелый крест. Потом гвоздями прибили к кресту его руки и ноги. Оставили умирать под палящим солнцем. А он не отрекся от своего Небесного Отца и Веры в Добро и Правду. Умирая, он простил людей за их преступление над ним.

    Мудрость 7 (7 узелок на память): умение прощать сохраняет доброту сердец, не дает им стать холодными, черствыми к любви и состраданию.

    - Ребята, как вы думаете, почему К.Г. Паустовский назвал свое произведение «Теплый хлеб»?

    - Какова главная мысль нашей «теплой» сказки? О чем она?

    Мудрость 8 (8 узелок на память): ошибиться может каждый, но важно понять зло и попытаться его исправить. Каждый несет ответственность за сотворенное зло.

    Наше сказочное путешествие подошло к концу. Борьба между добром и злом закончилась. Теплое сердце победило холод равнодушия.

    Чтобы наш разговор надолго остался в памяти, давайте выполним еще одно интересное задание. Мы решили, что самое главное – это тепло человеческой души. Так давайте наполним это слово содержанием: нужно на каждую букву, входящую в слово «тепло», записать прилагательное, которое характеризует Фильку, сумевшего победить холод души и сердца, то есть зло.

    Перекодировка текста.

    Т – трогательный (заплакал от радости, что получил прощение)

    Е – естественный (т.е. гармоничный)

    П – податливый (готов на хорошие поступки), понятливый, просветленный (понял, что виноват, попытался исправиться)

    Л – любящий (будет с любовью относиться к людям и животным)

    О – ответственный (понял ответственность, исправил)

    - На урок я хочу закончить словами Далай Лама: Будьте добрее, когда это возможно. А это возможно всегда». Ине важно, сколько вам лет, человеком нужно уметь быть всегда и во всем. А быть человеком – значит быть добрым, уметь понимать чужое горе и чужую боль, любить все живое, помогать, не быть равнодушным, уметь сочувствовать и прощать.

    Учитель организует самооценку учебной деятельности:

    1. Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли ее?

    2. Что нового вы узнали?

    3. Какие затруднения испытали?

    Расскажите по схеме: я знаю, запомнил, смог.

    Домашнее задание потребует от вас предельной искренности, прежде всего, перед самим собой. Вам нужно написать небольшое сочинение «Холодок моего сердца». Есть ли в вашем характере то, что нужно постараться исправить? Как можно избавиться от этих недостатков, превратив их в достоинства? Поразмышляйте об этом, ведь Добро и Зло борются в сердце и душе каждого из нас.

    Удачи вам!

    Определяют, кому принадлежат реплики, проверяют работу, вносят коррективы.

    Определяют тему урока, цели, отвечая на вопросы учителя.

    Отвечают на вопросы учителя, знакомятся с презентацией. Высказывают и обосновывают собственную точку зрения, находят ответы на вопросы в тексте произведения, зачитывают их.

    Христарадники – нищие; попрошайки; люди, которые просят деньги или еду «ради Христа».

    Конь – помощник крестьян, жителей деревни (за конем ухаживали лучше, чем за людьми, так как вся работа в поле выполнялась с их помощью) – член семьи; на войне - боевой товарищ.

    Пословицы:

    Хлеб – всему голова. Хлеб сердце человека укрепит. Хлеба ни куска и в горле тоска. Будет хлеб – будет и обед. Без хлеба куска везде тоска. Без хлеба не обедают. Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.

    Он обозвал коня «христарадником», больно ударил коня по губам, бросил кусок хлеба в снег.

    Филька злой, ко всему равнодушный: и к детским забавам, и к чужой беде.

    Фиксируют в тетради мудрые мысли, выявленные в ходе анализа текста.

    Притча – малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное поучение.

    «Слеза скатилась у коня из глаз… и тотчас…завыл, засвистел пронзительный ветер…Ревела, обезумев, метель», жуткий холод. Перемерзла в колодце вода и в мельнице. Грозит неминуемой смертью всей деревне. Конь и солдат – оба пострадали, сражаясь за родину, и оба незаслуженно обижены и унижены. Филька «заплакал от страха».

    Причина – «злоба людская».

     Мужик умер от «охлаждения сердца» (т.е. неумения сочувствовать и сострадать чужому горю).

    Фиксируют в тетради мудрые мысли, выявленные в ходе анализа текста.

    Решил исправить содеянное.

    Отвечают на вопросы учителя, рассматривают иллюстрации, высказывают и обосновывают свою точку зрения, анализируя сказку.

    - Побежал к Панкрату, признался в совершенном поступке, разревелся. Панкрат сказал, что все мастера реветь, а в слезах смысла нет. Надо решение искать, чтобы вину перед людьми и конем искупить. Филька придумал собрать всех ребят и вместе лед разбивать.

    - Теплеть стало тогда, когда все принялись скалывать лед с мельницы. Сорока тут ни при чем, она нужна, чтобы задуматься над тем, по-настоящему такая история может произойти или автор просто все придумал. Желание исправить зло очень велико и сильно, оно заставляет принимать важные решение. Люди простили Фильку, раз стали помогать ему. Природа – это доброе начало, человек с ней должен жить в гармонии. Поэтому как только человек стал исправлять содеянное зло, природа пришла на помощь, откликнулась человеческой беде.

    Фиксируют в тетради мудрые мысли, выявленные в ходе анализа текста.

    К ночи разносится запах «теплого хлеба». Филька решил угостить коня хлебом с солью. Конь хлеб сначала не взял. Только после слов мельника, чтобы не боялся. Конь съел хлеб, положил голову Фильке на плечо, «вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия». Филька в этот момент плакал.

    Фиксируют в тетради мудрые мысли, выявленные в ходе анализа текста.

    - Только что испеченный; приношение от души, от сердца, чтобы извиниться. Хлеб – всему голова. Это самое главное, основа всего. То есть это добро и прощение.

    - В сказке добро победило зло. Сердце и душа Фильки из холодных превратились в теплые. Он ошибся, но исправил ошибку. Мальчик познал любовь в с своем сердце, понял, что зло ведет к погибели не только самого себя, но и окружающих людей. Тепло души – спасение человека от смерти, от одиночества. Это величайшая ценность, дарованная Богом. Она делает человека непобедимым.

    Фиксируют в тетради мудрые мысли и основную мысль сказки.

    Ребята предлагают свои ответы, приводя аргументы

    Отвечают на вопросы учителя, дают самооценку.

    Записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению

    Материалы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie