МБОУ города Иркутска СОШ №12
г. Иркутск
  • Интеграция урочной и внеурочной деятельности

    «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».
    В.А. Сухомлинский

     Глобальные изменения, происходящие в общественной жизни на мировом и российском уровне (инновационность, социальная мобильность, запросы личности), оказывают серьезное влияние на всю систему образования. Пытаясь идти в ногу со временем, школа стремительно меняется.

    Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. Раньше: «образование на всю жизнь!». Теперь: «образование на протяжении всей жизни!».

    Изучение предметов искусства в школе, является единственной возможностью для обучающихся научиться разбираться в огромном информационном потоке массовой культуры, различать настоящее искусство и произведения низкого качества, прикоснуться к большому искусству через собственную творческую деятельность.

    Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

    Как известно, музыкальная культура школьника — это интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:

    музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах музыки),

    музыкальная наблюдательность;

    музыкальная образованность (овладение некоторыми видами музыкальной деятельности, приобретение искусствоведческих знаний, опыта творческой деятельности и сформированность эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, наличие музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое, избирательное отношение к различным музыкальным явлениям).

    В современной школе урок был и остается основной формой учебно-воспитательной работы. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для творческой организации обучения, воспитания и развития личности обучающегося, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности, для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.

    Решить это можно с помощью внеурочной деятельности, которая направлена на расширение образовательного пространства, на создание дополнительных условий для развития обучающихся, и позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.

    Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений. Она ориентирована на создание условий для неформального общения учителя и учащихся. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

    Как говорил Д.Б. Кабалевский «урок музыки – это урок жизни», следовательно, то лучшее, что рождается в душе ребёнка на уроке, должно непременно найти отражение в жизни, реализоваться и быть востребованным, дать положительные результаты. Опыт работы показывает, что всё успеть и охватить на уроке музыке невозможно. На помощь «пришла» внеурочная деятельность. И, опять же, все виды и формы работы тоже охватить нельзя.

    Для себя, как учителя, и, исходя из выбора и интересов детей, определились формы внеурочной деятельности: проектная деятельность, игровые формы (конкурсы, соревнования) и вокально-хоровая работа.

    В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.

    В проектной деятельности используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

    С помощью проекта можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.

    Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры.

    К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по музыке, относятся игровые формы занятий - соревнования, конкурсы. Большой интерес вызывает у ребят различные музыкальный викторины, турниры, брейн – ринги. Участие в таких мероприятиях принимают команды от классов одной параллели - это знатоки музыки. Конкурсанты этого музыкального состязания проявляют музыкальные способности, творчество, инициативу. А для учителя такой конкурс - отличная возможность проверить знания учащихся по предмету. Вопросы повышенной сложности выявляют самых эрудированных в мире музыки. Эмоциональная атмосфера таких мероприятий приносит ученику те переживания, о которых Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей.

    Значение хорового пения как наиболее доступной формы приобщения детей к музыке не только не умаляется, но его функции в рамках целостного урока искусства расширяются. Замечательны звучащие в последнее время тысячеголосые сводные хоры российских детей, отобранных в разных регионах. Но как же можно оставить без внимания тех, кто не был отобран, и быть может не будет отобран никогда?! Прекрасная традиция, успешно претворяющаяся уже несколько десятилетий многими учителями в общеобразовательной школе и подсказанная Д.Б. Кабалевским — «каждый класс — хор» — это не всегда громкая и весьма незаметная деятельность музыканта. Она требует особого мастерства и терпения в достижении нескорого результата, но очень полезна для учеников с любым уровнем певческих способностей, и она должна всячески поощряться.

    Хоровое пение является самым живым видом музыкальной деятельности и несёт в себе множество положительных эффектов. Пение – это естественный физиологический процесс, когда человек поёт – он раскрепощён, свободен, его эмоции находят выход. Внеурочные занятия хоровым пением способствуют разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, успешной социализации. Преимущество хоровое пение состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс.

    В то же время, здесь существует и момент «укрытости», что создаёт предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих ощущений. Целью обучения детей хоровому пению ставится не просто организация досуга, а формирование у них культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания.

    В школе есть свои замечательные традиции. Приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение в первоклассники», «День Учителя», «День Матери», фестиваль патриотической песни «Февральский ветер», «8 Марта» «День Победы», и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, хора, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.

    Одно из новых мероприятий – конкурс «Битва хоров». Это мероприятие отличается большой инициативностью учащихся. Ребятам нужно выбрать песню, продумать инсценировку. Фестиваль даёт возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста и ведущего. А ведь всему этому не учат на уроках. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Песенные фестивали воспитывают не только исполнительскую, но и слушательскую культуру школьников. На уроках музыки они с желанием исполняют песни, прозвучавшие на фестивале. Подобные фестивали и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников.

    Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

    Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к внеурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством.

    Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики – воспитание духовно богатой личности. 

    Литература

    1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарский И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М., “Просвещение”2010

    2. Валявский А. С. Как понять ребенка. СПб., 2004

    3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М., “Просвещение” 2010

    4. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004

    5. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников.

    6. Суязова Г.А. Мир вокального искусства. Волгоград: “Учитель” 2009

    7. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

    8. Щербаков А.В. под ред. Фоминой Н.Н. Искусство и художественное творчество детей. М., 1991

    9. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб., 2000

    Дополнительные материалы

    • Все документы
    • Педагогическая мастерская
    • Мерваезова О.А. — учитель музыки

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie